15 мая 1935 года от станции «Сокольники» отправился первый поезд московского метро и были открыты 13 станций.

Сегодня пройдет парад поездов Московского метрополитена. Ретро-поезд, «Ёж», «Номерной», «Русич», «Ока» и «Москва» вновь предстанут перед пассажирами в день 85-летия на официальных страницах метро в соцсетях.

Уже более месяца реализуется онлайн-проект «Из метро», в рамках которого большинство направлений работы Центра профориентации работают онлайн. Можно побывать на экскурсии в Музее метро, на станциях и в депо. По утрам на странице Центра профориентации публикуется афиша эфиров на ближайший день.

В годы Великой Отечественной войны московское метро стало укрытием для населения во время налетов немецкой авиации. С начала Великой Отечественной войны около 30 процентов работников метрополитена ушли в действующую армию, истребительные батальоны и народное ополчение. Многие, имея на руках удостоверение об отсрочке от призыва в армию, все равно уходили на фронт добровольцами.

С первых дней войны на площадках вагоноремонтных и механических мастерских были организованы работы для нужд фронта: на территории электродепо «Сокол» был налажен выпуск военной продукции: корпуса мин, снарядов и гранат, а в механических мастерских ремонтировали танки.

22 июля 1941 года в Москве впервые прозвучала воздушная тревога: немецкая авиация совершила налет на столицу. Началось укрытие населения на станциях и в тоннелях метрополитена.

Моссовет установил распорядок жизни метро столицы: во время бомбежек здесь находили приют до полумиллиона человек. В случае объявления сигнала «воздушная тревога» происходила немедленная остановка движения поездов, и население размещалось под землёй. Женщины с детьми размещались на ночлег в вагонах, стоящих у платформ, остальные ночевали в тоннелях.

На путях в тоннелях были настланы дощатые полы, общая длина которых достигала 36,5 км. На 20 станций завезли 3800 детских кроваток и 4600 топчанов. Оборудованы были и туалеты – 25 постоянных и 15 переносных.

Московский метрополитен стал маленьким городом: на станциях была организована продажа молока в бутылочках и белого хлеба для детей. Здесь можно было получить врачебную помощь, и даже имелись передвижные библиотеки, а ещё демонстрировались кинокартины.

И, конечно, здесь размещались военные и государственные учреждения.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: за время воздушных тревог в Московском метрополитене родилось более двухсот новых жителей столицы!

На станции метро «Партизанская» Арбатско-Покровской линии метро в Москве возле колонны у выхода расположен памятник Матвею Кузьмичу Кузьмину – крестьянину, удостоившемуся звания Героя Советского Союза за подвиг, совершенный им 14 февраля 1942 года.

Надпись на памятнике гласит: «Герой Советского Союза Матвей Кузьмич Кузьмин в битве за Москву 14 февраля 1942 года повторил героический подвиг Ивана Сусанина».


Герои русских побед

Как 8-летний князь отправился в военный поход

Главный оружейник страны

О людях, прославивших Московскую область в проекте "Герои русских побед"

Первый полярный летчик

О людях, прославивших Московскую область в проекте "Герои русских побед"

Возврат к списку